2. РАБОТА НАД ЭСКИЗОМ

Идея, возникающая в недрах творческого сознания, бывает настолько далека от реальности, что ей ещё очень далеко до материализации. Её, скорее, можно назвать состоянием, его-то, очень бережно и максимально усиливая, нужно вложить в эскиз будущего произведения.
Эскиз нужно делать быстро, потому что эта телепортация из мира грёз в область осязаемого требует от художника большой концентрации и сил. Чуть замешкался и закончились силы. Начинается уже механическая или головная работа, часто убивающая саму идею.
…, но вот, эскиз родился на свет! Теперь у художника есть опора, фиксация. Процесс продолжается.
Очень важно смотреть на свою работу внимательно, в разных состояниях, подолгу или мельком, проходя мимо. Нужно это, чтобы объективно оценить результат, понять хорошо ли выстроена композиция, что она в себе несёт, можно ли её улучшить или она уже состоялась. Иногда проходят годы, прежде чем художник почувствует необходимость каких-либо изменений.
Новая скульптура начинает жить своей жизнью, формировать пространство вокруг себя, а все, кто смотрят на эту новую жизнь, сопереживают ей и чувствуют в себе её сущность.
Важный вопрос, который решает скульптор, это выбор материала для скульптуры. Недостаточно просто решить, что это будет, к примеру, камень; важно почувствовать, каким должен быть этот камень, его цвет, напряжение поверхностей, острота линий, степень полировки…
От свойств материала сильно меняется и характер скульптуры. Она может быть хороша и в металле, и в камне, но звучать совершенно по-разному.
В качестве примера возьмём скульптуру «Иное». Самый первый эскиз был деревянным, спустя несколько месяцев уточнений и созерцания я выполнил её в белом мраморе высотой около метра и назвал «Мечта», а только потом попробовал черный вариант, получилось хорошо и она стала совсем иной, потому я её так и назвал.
Дело в том, что я продумывал композицию своей выставки в Эрмитаже–Выборг. На фоне светло – серой стены, где планировалось её экспонировать, она могла быть только черной.

Виктор Грачев