В Челябинске открылась долгожданная выставка скульптур из коелгинского мрамора — главного бренда Еткульского района

Выставка «Белый мрамор России. Коелга» — настоящий бенефис ООО «КоелгаМрамора». В его цехах созданы прекрасные скульптуры и созвучная им музыка. Часть экспозиции посвящена добыче мрамора, на экране — фильмы о тружениках Коелги. Да и всех собравшихся на вернисаж в Историческом музее Южного Урала (бывший краеведческий музей), так или иначе, объединил коелгинский мрамор.

От министра до студента

Мраморные фигуры (их восемь) изваял петербургский скульптор Виктор Грачёв. А проект «Белый мрамор России» вовлек в созидательный процесс сотни людей.

Многие из них стали гостями и действующими лицами челябинской выставки. На открытие 1 ноября  приехали представители ООО «КоелгаМрамор» во главе с генеральным директором Иваном Чеботарёвым, коелгинцы и еткульчане, в их числе глава Еткульского района Юрий Кузьменков и глава Коелгинского поселения Елена Бевзенко.

Заинтересовала выставка представителей министерств промышленности и культуры, компании Челябинскнедра, председателя челябинского отделения Союза художников России, челябинских архитекторов, преподавателей и студентов Челябинского государственного института культуры и Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского.

— У нас получилась мультидисциплинарная идея, — говорит Виктор Грачев от имени некоммерческой организации «Творческие проекты Кайкино» из Ленинградской области. — На «КоелгаМраморе» с удовольствием откликнулись на наш проект «Белый мрамор России», развивающий и само предприятие, и скульптуру в целом.

Красота из хаоса

К проекту привлекли композитора электронной музыки Романа Хайруллина. Он приехал на завод со специальным, очень чутким звукозаписывающим оборудованием, а затем создал из шумов музыкальные треки.

Видеозарисовка о выставке скульптуры «Жизнь в камне» проекта «Белый мрамор России», открывшейся 9 августа на производственной площадке ООО «КоелгаМрамор» в селе Коелга Челябинской области. Музыка — Роман Хайруллин, Видео монтаж — Анна Дудорова.

https://rutube.ru/video/61c5fdd9fd71cdf513c69c3ed63ed3c6/?r=plwd

— Я пригласил Романа себе в помощь, — пояснил Виктор Грачев. — Прежде всего, это очень хорошая аналогия. Я беру мраморную глыбу и, можно сказать, из хаоса, из белой массы делаю скульптуру, состояние формы. Так же и Роман: взял хаотичные звуки и написал из них музыку. Это очень наглядно объясняет, что такое нефигуративное искусство.

Виктор Грачев — гость 31 канала, новостей Челябинска и Челябинской области

https://rutube.ru/video/439903787b856eb0473b019f8d81b666/?r=plwd

Именно в этом стиле работает скульптор. Ранее довольно долго он занимался фигуративным искусством: одну за другой лепил реалистичные исторические миниатюры, которые пользовались успехом. Но однажды понял, что хочет чего-то большего: искать, развиваться. Резкий поворот от реализма к нефигуративной скульптуре случился около 15 лет назад. Виктор Грачев признаётся, что с годами всё больше осознаёт бездонность этого направления: постоянно можно находить что-то новое.

— Главное — передать состояние, добиться, чтобы мрамор зазвучал, стал динамичным, подвижным, — объясняет скульптор.

Перемещаясь в пространстве и времени

Первая выставка его работ прошла прямо в цехе «КоелгаМрамора». Выглядело это очень современно и завораживающе. Некоторые заводчане удивлялись: как мрамор может быть таким? Каждый день на производстве делают слэбы, параллелепипеды, даже фигуры и резные орнаменты, но тут камень приобрел живые формы!

Если вы побывали на той, первой августовской выставке, стоит посетить и вторую. В музейном зале минималистичные и выразительные скульптуры выглядят несколько иначе. Они же живые! Им меняют освещение, контрастный цвет тёмных стен. Впечатление дополняют и новые звуки — заводские шумы, превращенные в музыку.

Здесь же, за стеклами витрин, — история  предприятия «КоелгаМрамор» в редких фотографиях, документах, горнодобывающем оборудовании, даже кернах (цилиндрических столбиках, которые получаются при бурении породы). Среди экспонатов — орден преподобного Сергия Радонежского. Эту награду Русской православной церкви вручили генеральному директору ЗАО «КоелгаМрамор» Ивану Андреевичу Чеботареву в 1999 году.

Однако в зале вы не найдёте «Портала», который был центром заводской экспозиции. Для трехметровой скульптуры потолок в музее оказался низковат. Зато «Портал» великолепно вписался в фойе у центрального входа, будто и был тут всегда. У этого загадочного арт-объекта останавливаются посетители — мимо такого пройти невозможно!

«Давайте-ка и мы попробуем!»

В экспозиции есть скульптуры, высеченные из цельных блоков, есть смоделированные из фрагментов (для удобства транспортировки). Например, «Портал» состоит из 24 частей. Все скульптуры в 42 ящиках перевезли и установили в музее специалисты «КоелгаМрамор» Николай Смирнов и Александр Бабкин. Ролик об этом процессе есть на сайте музея. https://chelmuseum.ru/exhibitions/belyj-mramor-rossii-koelga-skulptury-viktora-gracheva

В середине января скульптуры ожидают новый переезд, на этот раз в Екатеринбург. Далее, после экспозиции в центре «Эрмитаж-Урал», планируется ещё несколько выставок в крупных городах, финальные — в Москве и Санкт-Петербурге.

О свойствах коелгинского мрамора хорошо осведомлены архитекторы и строители, которые работают с этим материалом. Россиянам пора больше узнать и о его художественной ценности.

— Чтобы другие скульпторы подумали: «Надо же. Давайте-ка и мы попробуем!», — предполагает Виктор Грачев.

Он надеется, что со временем Коелга станет местом притяжения для ваятелей со всей России, в селе появятся художественные мастерские. Ведь работать с мрамором рациональнее вблизи от месторождения — уникального и единственного в своём роде.

Главные новости Челябинска и Челябинской области о выставка скульптур «Белый мрамор России. Коелга»

https://rutube.ru/video/be2225e4143bdb14577187bdc66ab4b4/?r=plwd

— Коелгинский мрамор — бренд Южного Урала, о котором нужно знать и говорить, — согласна директор государственного Исторического музея Южного Урала Полина Глинских.

Идите и смотрите

Выставка «Белый мрамор России. Коелга» стала частью акции «Ночь искусств-2024». Виктор Грачев провел творческую встречу со студентами ЧГИК, экскурсии для ребят из художественных школ.

Петербургский скульптор Виктор Грачёв участник «Ночи искусств» в 2024 году об экспозиции своих работ «Белый мрамор России. Коелга»

https://rutube.ru/video/790d0b6bb6ecb8825eee0cfa3cdd2b17/?r=plwd

Думаю, всем жителям Еткульского района надо увидеть выставку своими глазами. Обязательно берите с собой детей и внуков, ведь ничто так не воспитывает, как созерцание искусства. По своему опыту скажу, что экспозиция «Белый мрамор России. Коелга» — место с хорошей аурой, откуда не хочется уходить.

Приятные бонусы для юных посетителей — удобные и очень стильные мраморные скамейки, на которых можно сидеть сколь угодно долго. А электронную музыку из заводских шумов дети услышат, наведя смартфон на QR-код.

Кстати

Произведения Виктора Грачева находятся в собраниях Государственного Эрмитажа в Выборге, их можно встретить в частных коллекциях, общественных пространствах и музеях Германии, Дании, Швеции, Люксембурга.

Коелгинский мрамор более морозоустойчив, чем, например, мрамор итальянской Каррары. Тысячи лет в суровом уральском климате закалили наш отечественный материал

На выставке члена Союза художников Виктора Грачева приняли еще и в Ассоциацию каменной отрасли России

Автор текста: Марина Морозова, журналист газеты «Искра», село Ектуль, Челябинской области.

Проект «Белый мрамор России» реализуется АНО РИТКО “Творческие проекты Кайкино” в партнёрстве с ООО ”Коелгамрамор” при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
фондкультурныхинициатив.рф; t.me/pfci_grants
#БелыймраморРоссии #ПФКИ #фондкультурныхинициатив#kaykino10 #грантдлякреативныхкоманд #культура